В работе с детьми специалистами Центра
используются здоровьесберегающая технология - обучение диафрагмальному дыханию осуществляется с помощью технологии
функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической
обратной связи (БОС).
Функциональное биоуправление (ФБУ) - произвольное управление физиологическими процессами организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении с помощью специализированных технических средств.
|
Суть принципа БОС как раз и заключается в возможности мониторирования тех или иных
психофизиологических параметров, а технология ФБУ позволяет
человеку в режиме реального времени на основе наблюдения за динамикой
показателей, преобразованных в понятный для обучающегося вид - сигналы обратной
связи, тренировать полезные с точки зрения физиологии навыки, обеспечивающие
оптимальную работу организма.
Для работы используются программы «Волна», «Комфорт»
научно-производственной фирмы «Амалтея» г.Санкт-Петербург
Программа «Волна»
направлена на обучение навыкам
саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального
для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в
ситуациях повышенных стрессовых нагрузок.
Используется в качестве
эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и
психоэмоциональных нарушений у детей.
Время
проведения | 8-12
занятий по 15-25 мин. 3 раза в неделю |
Форма
проведения | индивидуальная |
Возраст | с 3 лет |
Содержание программы:
- Диагностика
- первичная диагностика для оценки параметров дыхания и показателей
деятельности сердечно-сосудистой системы с целью выявления особенностей
психофизиологического и психоэмоционального состояния и определения
индивидуальной тактики обучения дыханию;
- диагностика фонового состояния для отслеживания процесса
изменения характера дыхания и закрепления навыка от сеанса к сеансу;
- заключительная диагностика для оценки динамики изменений и эффективности
работы по программе. - Информационно-практические занятия
- ознакомление с различными типами дыхания и механизмами их воздействия на
организм;
- формирование представления об основах саморегуляции и возможностях
произвольного управления дыханием;
- знакомство с технологией биоуправления и биокомпьютерным тренажером «Волна»,
обеспечивающим разнообразные виды (сигналы) обратной связи. - Психофизиологический тренинг
Во время сеанса обучения диафрагмальному дыханию прибор «Волна-03»
регистрирует кардиосигнал (R - зубцы) с помощью кардиодатчиков, фиксируемых на
запястьях. На экран монитора выводится изменяющаяся текущая пульсограмма. С
помощью программной обработки характеристик кардиосигнала по изменению
длительности дыхательной волны регистрируются параметры дыхания и временной
функции дыхательного цикла. Это позволяет методисту оценить основные параметры
работы кардиореспираторной системы, нагрузку, которая она испытывает,
синхронность деятельности сердца и дыхательной системы.
В процессе тренинга происходит:
- освоение техники диафрагмального дыхания как способа синхронизации сердечной
и дыхательной деятельности;
- обучение и выработка устойчивых навыков диафрагмального дыхания;
- закрепление навыка, формирование тактики эффективного поведения в проблемных
ситуациях (отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций).
Длительность
занятий психофизиологического тренинга рекомендуется с учетом возрастных
ограничений работы за компьютером.
Что дает программа
"Волна"?
Освоение навыков саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания формирует
новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом
уровне:
- уравновешиваются процессы возбуждения и торможения
- снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему
- активизируется обмен веществ
- улучшается кровоснабжение головного мозга
- снижается заболеваемость
- повышается концентрация внимания и работоспособность, произвольный
контроль поведения
- нормализуется психоэмоциональное состояние
- улучшается общий фон настроения, повышается самооценка
Программа «Комфорт»
-
универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных
возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции по комплексу
параметров.
Время
проведения | 8-15
занятий по 10-25 мин. 1-3 раза в неделю |
Форма
проведения | индивидуальная |
Возраст | с 3 лет |
Содержание программы:
- Диагностика
- первичная диагностика для оценки психофизиологического и психоэмоционального
состояния обучающегося, его индивидуально-психологических особенностей (по
цветовому тесту М. Люшера и методики сенсорных предпочтений), определения зоны
риска и ресурсов, выбора индивидуальной тактики работы
образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера
- диагностика фонового состояния для отслеживания эффективности каждого сеанса
- заключительная диагностика для оценки изменения психофизиологического состояния
в результате курса - Психофизиологический тренинг
Во время сеанса по программе «Комфорт» прибор «МиКарТ» регистрирует с помощью
специальных датчиков, фиксируемых определенным образом, несколько параметров:
периферическую температуру; кардиосигнал (R - зубцы); кривую дыхания; миограмму
(ЭМГ- графическое изображение биоэлектрической активности мышц).
Программа «Комфорт» реализует разнообразие
режимов обучения:
Режим «Кардио-ФБУ»
Тренируется устойчивый навык диафрагмального дыхания.
Режим «Температурное биоуправление»
Формируется навык произвольного повышения периферической температуры.
Режим «Лого»
Отрабатывается постановка речевого дыхания; тренируется
звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции; оптимизируется темп,
ритм и мелодичность речи; достигается снижение физиологической цены речи.
Режим «ЭМГ-ФБУ»
Вырабатывается навык общей мышечной и психоэмоциональной релаксации;
развивается или восстанавливается мышечное чувство; тренируется навык
координированного управления мышечным напряжением.
Режим «ЭМГ- «Джекобсон»
Осваивается метод прогрессивной мышечной релаксации (попеременное
напряжение-расслабление одной и той же мышцы или групп мышц в соответствии с
сигналом обратной связи).
Что дает
<>программа «Комфорт»?
- для детей дошкольного возраста обеспечивает
благоприятные условия для развития ребенка и успешной адаптации к школе,
осуществляет коррекцию логопедических нарушений;
- школьникам оказывает помощь в решении таких задач как
повышение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля
поведения, самооценки, снижение психоэмоционального напряжения при
гиперактивности и повышенной агрессивности, обеспечение психологической
поддержки в кризисные периоды возрастного развития.
Материалы взяты с сайта научно-производственной
фирмы «Амалтея» http://www.test-psy.ru