Вас приветствует центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции!
Для детей старше 6 лет.

Поиск
Меню
Вход
Образовательные стандарты Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Минобрнауки Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области

Страничка логопеда
Если во рту - « каша»

Существует расхожее мнение - не стоит волноваться, если малыш не выговаривает несколько букв, мол, с возрастом все «само пройдет». Но почему-то не всегда проходит. И когда приходит время записывать ребенка в школу, «каша во рту» становится большой проблемой…

На самом деле, к речи ребенка нельзя относиться легкомысленно.

Есть общие правила:

  • К 7 месяцам малыш должен начать «гулить»,
  • К 1 году – говорить простые слова «мама», «папа», «баба»,
  • К 3 годам – много болтать,
  • К 4 годам разговаривать так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди.

И если этого не происходит, стоит обратиться к специалисту. Ведь причины задержки речи могут быть разными – от вполне исправимой патологии речевого аппарата до серьезных заболеваний нервной системы и мозга.

Почему он молчит?

  • Есть дети, которые плохо говорят только потому, что с ними в семье мало общались.
  • Иногда причиной неразговорчивости бывает укороченная уздечка языка.
  • Общая физическая ослабленность организма ребенка, заболевания желудочно-кишечного тракта, перенесенные инфекционные и простудные болезни – все влияет на обмен веществ и питание мозга.
  • Возможно, у ребенка нарушено произношение отдельных звуков (дислалия), или наблюдаются фонетико-фонематические нарушения, когда ребенок не только неправильно произносит, но и не воспринимает звуки родного языка.
  • В тяжелых случаях наблюдается дизартрия – расстройство артикуляции, происходящее из-за того, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма не могут нормально двигаться. Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств.

Часики тик-так.

Чтобы речь ребенка была чистая и внятная, прежде всего, нужно укрепить мышцы органов артикуляции. Для этого есть много специальных упражнений, особый массаж. Их покажет вам врач-логопед.

Для здоровых детей будут очень полезны игры с родителями, в которых нужно будет пыхтеть, рычать, гудеть, изображая то паровоз, то машину, то тигра.

Высуньте кончик языка – пусть он «тикает» из угла в угол.

Погоняйте в «футбол» - язык бегает во рту, рот закрыт, работают все мышцы.

Красьте языком небо, как маляры красят потолок.

Облизывайтесь всласть, насколько языка хватает, как будто вы слизываете варенье. Все это работает на укрепление мышц языка.

Бульканье в стакане, надувание мыльных пузырей – и развлечение, и огромная польза. Это вырабатывает правильное речевое дыхание.

Проворные пальчики - хорошая речь.

Невероятно важно развивать у малыша мелкую моторику рук. Есть четкая взаимосвязь между подвижностью и ловкостью пальчиков и речевым развитием ребенка.

Пусть ваш ребенок «бегает» пальцами по столу – одной рукой, потом обеими, то одновременно, то врозь, пусть загибает пальчики. Полезно собирать мозаику, лепить из пластилина, бросать мелкие камушки в узкое горлышко бутылки. Как бы вы не торопились, пусть малыш сам завязывает шнурки и бантики, застегивает пуговицы на одежде, засучивает рукава. Все это называется развитием мелкой моторики. И на прямую связано с мозгом и языком. По мере того, как пальчики будут становиться проворнее, его язык будет понятнее не только маме.

И еще одно важное правило – не сюсюкайте с ребенком, не коверкайте слова, говорите с ним красивым нормальным языком.

Использованная литература Газета «Семейная медицина», 2006 год №8

Материалы подготовлены педагогом-психологом Ляш Л.И.

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz