Причины возникновения профессиональной
агрессии у педагогов
Деятельность педагога непрерывно связана с общением,
подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что
отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении
психического, физического самочувствия и возникновению профессиональной
агрессии.
Синдром
выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной,
когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального,
умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и
снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно
разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная
педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается
факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он
есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие
педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих
профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия,
разочарование, хроническая усталость).
Возникновение
профессиональной агрессии можно выразить по следующей схеме:
В
современных условиях деятельность учителя буквально насыщена стрессогенными
факторами.
1.
Фактическое отсутствие "права на ошибку".
2.
Неудовлетворённость профессиональным статусом.
3.
Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег
наблюдается у молодых специалистов, учителей, пришедших из других учебных
заведений.
4. Отсутствие условий для
самовыражения и самореализации: учителя, приходя на работу, "одевают"
учительский мундир, что никак не может привести к неформальным отношениям.
5.
Недостаток положительного стимулирования труда.
Хронический
стресс и связанная с ним внутренняя психоэмоциональная напряжённость выражаются
у учителей в виде психологических защитных механизмов – проекции. Как следствие - "синдром эмоционального
сгорания" учителей, связанный с большими эмоциональными затратами в
ситуации постоянного общения и высокого чувства ответственности.
Профессиональная
агрессия выражается в пристрастном
отношении к детям, выраженной склонности
к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.
Наиболее
распространенным средством для профилактики профессионального выгорания
является саморегуляция эмоционального
состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с
новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет
однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов.
Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя
управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением,
эмоциями и действиями. Именно эти
направления являются основополагающими в создании тренинговой программы для
профилактики профессионального выгорания педагогов в нашем Центре.
На занятиях,
каждый педагог, может осознанно выбрать
- будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно
очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей
личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через
переживание сиюминутных приятных ощущений.
Информацию
по данной теме можно посмотреть:
Зеер Э. Ф. «Психология профессий» М.:
Академический проект, 2008 280
с.
Подготовила педагог – психолог
ЦППРК Иванова Н. В. |