Вас приветствует центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции!
Для детей старше 6 лет.

Поиск
Меню
Вход
Образовательные стандарты Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Минобрнауки Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области

Причины возникновения профессиональной агрессии у педагогов

Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического самочувствия и возникновению профессиональной агрессии.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Возникновение профессиональной агрессии можно выразить по следующей схеме:

 

 В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена стрессогенными факторами.   

1. Фактическое отсутствие "права на ошибку".   

2. Неудовлетворённость профессиональным статусом.

3. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег наблюдается у молодых специалистов, учителей, пришедших из других учебных заведений.

4. Отсутствие условий для самовыражения и самореализации: учителя, приходя на работу, "одевают" учительский мундир, что никак не может привести к неформальным отношениям.

5. Недостаток положительного стимулирования труда.

Хронический стресс и связанная с ним внутренняя психоэмоциональная напряжённость выражаются у учителей в виде психологических защитных механизмов – проекции.  Как следствие - "синдром эмоционального сгорания" учителей, связанный с большими эмоциональными затратами в ситуации постоянного общения и высокого чувства ответственности.

Профессиональная агрессия выражается в пристрастном  отношении к детям, выраженной склонности  к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является  саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.  Именно эти направления являются основополагающими в создании тренинговой программы для профилактики профессионального выгорания педагогов  в нашем Центре.

На занятиях, каждый педагог,  может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Информацию по данной теме можно посмотреть:

 Зеер Э. Ф. «Психология профессий» М.: Академический проект, 2008 280 с.

 

Подготовила педагог – психолог ЦППРК  Иванова Н. В. 

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz