Страничка логопеда
Развитие движений кисти и пальцев рук
Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированность тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя за столом).
- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
- Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди ( руки впереди, вверху или в стороны).
- Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
- Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежа на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
- Имитация игры на пианино.
- «Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук «бегают» по столу.
- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
- «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
- «Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
- Поочередная смена положения рук « кулак - ладонь -ребро». Выполняется сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
- Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
- Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
- «Пальчики здороваются» ~. соприкосновение, по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «крепкое рукопожатие» -надавливание подушечек пальчиков.
- «Кулак - кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой.по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
- «Кулак - ладонь» - руки, вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Материалы подготовлены педагогом-психологом Ляш Л.И.
<назад